воскресенье, 19 февраля 2012 г.

Движущие силы истории (Бердяев)


Под движущими факторами будем понимать те противоречия, которые задают развитие исторического процесса. Поскольку в основе любой человеческой активности, любой его деятельности лежит противоречие между наличным и желаемым.
Как религиозный мыслитель, Бердяев всячески подчеркивает приоритетность
''духовного базиса'' над материальным, экономическим. Хотя он и признает важность последнего, однако считает что ''материальный фактор сам имеет глубочайшую духовную основу'' [1]. Действительно, ценности и убеждения представляют собой важный движущий фактор истории (так, невозможно понять и объяснить религиозные войны и революции, исходя лишь из экономических предпосылок), однако они формируются под достаточно сильным воздействием материальных факторов. В действительности, материальное и идеальное диалектически взаимосвязаны.
История, с точки зрения Бердяева мифологична, и это подчеркивает ее субъективный характер. Для восприятия и постижения исторического процесса в качестве необходимого условия Бердяев называет свободу зла. Свобода основана на иррациональном начале, которое, согласно Бердяеву, было привнесено христианством. ''Христианское сознание конструирует историческое'' [1], можно сказать, что оно, в определенном смысле, и есть творец истории в людских душах, поскольку, с одной стороны, история во многом создается самим воспринимающим субъектом, а с другой – христианская специфика задает историческое мировосприятие.
''Характер религиозного и исторического процесса предполагает глубочайшее столкновение и взаимодействие Божества и человека, Божественного Промысла, Божественного фатума, Божественной необходимости и неизъяснимой таинственной человеческой свободы'' [1]. Таким образом, историю творят совместно Бог и человечество. В основе мирового исторического процесса, по Бердяеву, лежит столкновение человеческой свободы, ''свободы зла'' и божией воли.
В основе отношения бога к человечеству лежит '' внутренняя тоска по своему Другому, по тому Другому, который может быть для Бога объектом величайшей, беспредельной любви, тоска Божья и любовь к тому Другому и беспредельная жажда получить от Другого взаимность, быть любимым'' [1].
Остается вопросом, предполагает ли Божественный Промысел и Божественный фатум меры по наказанию человечества, имеют ли они отношение к различным катастрофам, постигшим людей. Может быть, Всевышний приносит бедствия, чтобы грешные люди раскаялись, и проявили, наконец, ответную любовь к Богу? Однако, Бердяев подчеркивает, что бог хочет именно свободной, невынужденной любви человека.
''Церковь есть исторически направляющая сила'' [1], при этом ее роль, весьма существенная в прошлом, в настоящее время сильно уменьшилась. СМИ, а также новые религиозные движения вытесняют христианскую церковь из общественного сознания. Это утверждение уже было преувеличением для времени Бердяева, сейчас оно еще менее соответствует мировой действительности. В этом сказалась религиозная ограниченность автора.
Церковь есть ''преломление откровения в исторической организации человечества'' [1], при этом надо учитывать, что на Земле, по Бердяеву, ничего не удалось, а в христианском мире не исключено существования фарисейства, оно обусловлено юдаистическим наследием христианства. Именно это наследие играет главную роль в придании историчности и динамизма христианству.
''Только христианство дало это антропоцентрическое чувство, которое и сделалось основной движущей силой новых времен'' [1]. Христианство выделило человека из природной среды, признав его самым ценным из земных существ. Этому выделению способствовала борьба с языческими религиями. В христианстве нет историй о перевоплощении в животное, но есть история о воплощение бога в человека. Христианского бога стали воспринимать как надприродную силу, поэтому исчез страх перед природными стихиями, которые сдерживали преобразовательную активность. Дуализм тела и духа, на мой взгляд, внес весьма существенный вклад в обособление человека от природы, а также окружающего мира. То есть, дуализм человека и природы во многом основан на дуализме телесного и духовного. Так, Бердяев справедливо пишет, что христианство ''объявило непримиримую, страстную, героическую борьбу с природой в человеке и вне человека'' [1]. Деятель, противополагающий себя природе способствует активному преобразовательному процессу окружающей действительности. Желание изменений идет рука об руку с усилением чувства различия между своим и иным. Это и есть то расщепление, о котором писал Бердяев. Однако, антропоцентризм в дальнейшем, согласно Бердяеву, сделал новую историю невозможной из-за его внутренних противоречий [1].
Таким образом, ''В основе исторического процесса лежит отношение человеческого духа к природе и судьба человеческого духа в этих взаимодействиях с природой'' [1]. Дуализм духа и природы действительно является важнейшим движущим началом истории, говоря более обобщенно, противопоставление субъекта и объекта делает возможным борьбу и противодействие между ними. В основе этого противопоставления лежат противоречия, они и лежат в основе динамичности исторического процесса, поэтому ощущение тождества субъекта и объекта, самоидентификация первого со вторым, способствуют сохранению текущего положения вещей.
Итак, рассмотрев факторы, которыми Бердяев объясняет ход истории, можно сказать, что, в основном он опираются на религию, эти аргументы, говоря словами К. Поппера, не могут быть опровергнуты в принципе.   

Источник: 
  1. ''Смысл истории'' Н. Бердяев

Комментариев нет:

Отправить комментарий