воскресенье, 19 февраля 2012 г.

О философии истории Николая Бердяева


Николай Бердяев был религиозным мыслителем конца 19 - 20 века, который стоял на православных позициях, при этом, его отношение к церкви как социальному институту нельзя назвать однозначным: идея построения царства божия на земле признана им неправильной. Также он использовал в своей философии идеи европейских мистиков, например, Якова Беме. Обращается Бердяев и к древнегреческой мысли, и к некоторым идеям родственным традиции Дальнего Востока, однако их восприятие, вероятно, было опосредовано греческой философией.
На творчество Бердяева оказали существенное влияние условия, в которых проходила его жизнь. Будучи воспитанным преимущественно в православной среде, он в дальнейшем прошел через период симпатий к социализму, после этого его мнение об этом учении остается критическим на протяжении всего творческого периода.
Бердяев предпринял попытку создания собственной философии истории на христианской православной основе. Наиболее значительными можно считать следующие его идеи: критика лишь рационального познания исторического, учение о 3 стадиях, делающих возможным его понимание, построение настоящей философии истории; раскрытие общих черт социализма и христианства, выявление религиозных истоков теории прогресса, научно-технической революции, исторического мышления и восприятия истории. Он внес вклад в критику материализма, сциентизма, а также всех исторических периодов человечества.
Конечно, можно по-разному относиться к религиозным допущениям этого автора, однако последующие эпохи действительно имеют связь с предыдущими: даже в случае отрицания прошлого, будущее может быть реакцией на прошлое.
Для религиозного сознания этот философский опыт представляет интерес как попытка ответить на вопрос о соотношении науки и религии, установить соответствие между земным и небесным. Бердяев считает судьбу человечества, ее трагизм центральной темой философии истории. Поэтому его творчество в большой степени обращено к экзистенциальным проблемам самого человека, содержит попытку разрешить противоречие личного и общественного. Основной пафос бердяевского творчества можно свести к тому, что подлинным смысл человеческой жизни, а также человеческой истории лежит в надчеловеческих и надисторических, то есть высших сферах бытия. Итак, творчество Бердяева представляет интерес как методологический, так и мировоззренческий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий